ВК очень много значимости придает нашим воспоминаниям. Каждый день напоминает и напоминает...
🔸🔸🔸
Это путешествие 6 лет назад стало для меня знаковым, своеобразным итогом всех моих зарубежных путешествий. Хотя тогда я еще не знала, что оно будет последним на долгие годы вперёд.
Неспешно гуляя по улицам Праги, вдыхая морозный воздух на берегу Влтавы, поднимаясь по спиральным тропинкам к старым чешским замкам, наблюдая за местным населением в маленьких чешских деревушках, за тем, как люди живут, как говорят, как жестикулируют, слушая местную речь, пропитываясь чужой культурой и чужим мироощущением, я остро чувствовала, что я — другая. Не такая как они. Что мы, русские, в принципе другие. Нет, не лучше и не хуже, просто другие. Мы иначе воспринимаем пространство и время — и себя в них.
Именно после поездки в Чехию пришло осознание, что я не смогу жить ни в какой другой стране кроме той, в которой живу. Потому что при всем уважении к другим культурным традициям, я никогда не смогу вписаться в чужой культурный контекст и в чужой менталитет. Что здесь я могу быть только наблюдателем. И еще тогда подумала: а что чувствовали люди, в разное время эмигрировавшие из России? Какую пропасть между двумя мирами они несли в себе? Для меня, например, весь Довлатов именно об этом — о невписавшихся.
Жаркие улочки Флоренции и галерея Уффици, каналы Венеции, Латинский квартал и музей д'Орсе, Бранденбургские ворота, Палантинский холм и развалины Древнего Рима, и даже сказочный Карлштейн — все это было нужно не чтобы познать мир, а чтобы понять себя.
И каждый раз я отмечала различия — чем я отличаюсь от других, чем мы, русские, отличаемся от людей других культур. Я так и не выучилась свободно говорить на английском и итальянском, наверное, только потому, что, в первую очередь, отмечала различия. Реалии другого языка лучше помогали понять, как устроен наш язык, какие механизмы в нем работают и почему. Так и любое наблюдение за другими культурами лучше помогало понять, какие мы, какая я. А потом дошло: любое путешествие — это путь к себе.
🔸🔸🔸
А морозный красавец-Карлштейн остался красивым воспоминанием.
✳✳✳ Запись от 22 января 2017 г.:
«Он мне снился. Нет, правда, во сне я его видела именно таким. Сегодня я дышала тем же воздухом, что и Карл Великий. В общем, это Карлштейн. Он весь в золотистой утренней дымке, а внизу под ним расщелины тонут в холодном промозглом тумане (специально поехала очень рано, успела пару часов прогуляться в полной тишине единственным туристом, первых туристов встретила уже когда спустилась вниз).
Эти стены в 15 веке гуситы закидали какашками. Серьезно. Сначала они, пользуясь катапультами, забросали крепостные стены каменными ядрами и бочками с горящей смолой, но не смогли серьезно навредить. Тогда они организовали доставку фекалий из Праги. Представьте только: 33 километра от Праги тяжело груженые фекалиями телеги тащат это добро, а потом в гору...
Все было зря, замок выстоял. Не выстоял он только перед защитниками, которые сами его и разграбили».
✳✳✳ А это наделю спустя, 28 января 2017 г.:
«Москва встретила снегопадом. В Кусково — снежный рай, Шереметьевский дворец тонет в сугробах. Тишина и покой, совсем немосковский размеренный ритм.
После Праги просто сумасшедший контраст, который никак не укладывается в голове: там все по вертикали — готические соборы тянут свои островерхие головы к небу, буквально впиваясь своими шпилями в небесные сферы, замки вырастают на скалах и роют свои колодцы глубоко вниз, мучительно пробиваясь сквозь скальную твердь.
Здесь пространство горизонтально: огромный пруд перед Шереметьевским замком, действительно, огромный, чтобы охватить взглядом, нужно повернуться на 180 градусов, над всем этим горизонтальным покоем во всю возможную ширь раскинулись усадебные строения.
Два мира, два типа архитектуры, два менталитета. Там — желание дотянуться до неба, чтобы урвать у Бога свой кусочек счастья, здесь — желание создать рай на земле, и пусть небожители смотрят на все это сверху и любуются открывающейся панорамой».
🔸🔸🔸
А ВК пусть и дальше напоминает. Осознание этапов и моментов пути — это тоже путь к себе.